В дни Восточного экономического форума во Владивостоке юридическая компания Savina Legal и деловое издание «Ведомости» провели деловую дискуссию, где представители бизнеса и власти обсудили вопросы выстраивания деловых отношений с азиатским регионом, в том числе развитие новых логистических коридоров и строительство транспортной инфраструктуры.
Модератором дискуссии выступила управляющий партнер Ольга Савина, которая сравнила текущую ситуацию нестабильности с Куросио – самым важным течением в водах Японского моря и Тихом океане, образующим одну из самых мощных систем на планете.
Главные тезисы мероприятия – в статье «Ведомостей».
***
Повлиял ли на российский бизнес в целом и на логистику в частности «разворот на Восток», обсудили во Владивостоке в дни проведения Восточного экономического форума.
Переориентация цепочек поставок и развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры Дальнего Востока являются ключевыми задачами как на региональном, так и на федеральном уровне, отметила управляющий партнер Savina Legal Ольга Савина. Только техническими нововведениями ограничиться невозможно, спикер призвала акцентировать внимание на совершенствовании законодательной базы, чтобы упростить жизнь логистической отрасли, а также на уровне ведомств оказывать поддержку региону, взявшему на себя роль «связующего звена» с азиатскими рынками.
Россия, несмотря на «поворот на Восток» и укрепляющиеся отношения со странами «глобального Юга», продолжает оставаться частью мировой экономики, – призвал не забывать Павел Калмычек, директор департамента развития двустороннего сотрудничества Министерства экономического развития: «Мы готовы работать со всеми партнерами, настроенными на конструктивное взаимодействие». Если за январь – июнь 2022 г. товарооборот России с нейтральными странами составлял около 49% от общего, то за аналогичный период этого года данный показатель уже был равен 74% и продолжит расти: по прогнозу Минэкономразвития, до 82% к 2030 г.
Международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг», транзит по западной ветке которого предполагается нарастить за счет строительства нового железнодорожного участка между иранскими городами Решт и Астара, позволит России выйти к рынкам Индии и Юго-Восточной Азии, минуя «узкие места». Минэкономразвития считает маршрут конкурентоспособным и полагает, что он будет востребован бизнесом, «особенно после строительства недостающего участка железной дороги», – резюмировал Калмычек.
Продолжая тему, Дмитрий Мурев, генеральный директор «РЖД логистика», назвал коридор «Север – Юг» «окном возможностей для российского бизнеса». В 2022 г. объем перевезенных по нему грузов вырос более чем на 60% по сравнению с 2021 г., а количество перевезенных ДФЭ-контейнеров увеличилось в три раза, – уточнил Мурев. 2023 г. (с января по август) также показал прирост – почти на треть (плюс 24% к аналогичному периоду прошлого года). Восточная ветка этого маршрута, пролегающая через Казахстан и Туркмению, по словам Мурева, «также показывает хорошую динамику». Как ранее сообщал глава РЖД Олег Белозеров, к концу 2023 г. по восточной ветке совокупно будет перевезен 1 млн тонн в контейнерах.
Однако, несмотря на то, что за год работы на коридоре «Север – Юг» компании удалось снизить сквозную тарифную ставку почти на 50%, «морское плечо» остается для потребителей более выгодным.
Портовая инфраструктура активно развивается в восточных, точнее, дальневосточных регионах России, в частности в Приморском крае. Как отметил заместитель председателя правительства Приморья Валерий Прокопчук, собственники портов (как правило, частные компании) вкладывают деньги не только в оснащение существующих терминалов, но и в строительство новых. Растет грузооборот портов: по итогам 2022 г. он увеличился на 4,4%, а за семь месяцев текущего – уже на 8%. Рост контейнерных перевозок за январь – июль составил примерно 28%. Но у этой блестящей медали есть и другая сторона: увеличение производственной мощности портов не подкрепляется ростом пропускной способности железнодорожной сети. В результате терминалы оказываются недозагруженными.
Директор по развитию зарубежной сети «Российского экспортного центра» Дмитрий Прохоренко рассказал о мерах поддержки участников внешнеэкономической деятельности: «Если говорить о «дороге», то недавно на цифровой платформе «Мой экспорт» совместно с «РЖД логистика» мы запустили сервис «Агроэкспресс», и теперь компании-поставщики агропродукции могут в электронном виде подать заявку, консолидировать грузы в логистическом центре и ускоренно отправлять их в Китай».
Помощь предпринимателям готова оказать и Владивостокская таможня, заявил ее начальник Олег Ануфриев. Еще несколько лет назад Федеральной таможенной службой была разработана специальная программа – «10 шагов навстречу бизнесу», основными целями которой были названы обеспечение простоты и удобства для бизнеса, эффективность и безопасность для государства. Ануфриев напомнил, что правительство Российской Федерации издало ряд постановлений, которые предоставляют весомые преференции участникам внешнеэкономической деятельности: это и обнуление ставок ввозных таможенных пошлин по широкому спектру номенклатуры, и льготы по уплате таможенных пошлин, и упрощение технического регулирования и т. д. «В условиях увеличения товаропотоков [из-за разворота на Восток] таможня не растерялась, – заверил Ануфриев. – По платежам [в бюджет] мы уже обошли Московскую таможню и северо-западные центры электронного декларирования, собрав за восемь месяцев этого года около 650 млрд таможенных платежей, к концу года должны подойти к триллиону».
Проблема с вывозом контейнеров – а в «пиковые» дни в торговом порту их скапливалось по 22 000 единиц, из которых треть находилась под таможенным контролем, – была решена «системно и слаженно». «Ключевой лозунг для нас – это скорость и качество», – заявил спикер. Несмотря на то, что сейчас загруженность порта превышает значение прошлого года на 16%, затоваренности нет. Этому, по словам таможенника, способствует «вложение всех сил компании FESCO в развитие портовой инфраструктуры». Денис Канатаев, коммерческий директор FESCO, поделился, что его компания, реагируя на «разворот на Восток», выбрала стратегию диверсификации маршрутов и активного развития активов. За 2022 – 2023 гг. ею была расширена география деятельности по морским, железнодорожным и интермодальным маршрутам в Белоруссии, а также Восточной и Средней Азии. Как пример такой работы FESCO спикер определил «выход на маршрут Deep Sea», в том числе запуск прямого морского сервиса из портов Китая в Санкт-Петербург и Калининград.
Андрей Клопотовский, руководитель практики бизнес-анализа юридической компании Savina Legal, рассказал, как можно увеличить маржинальность бизнеса: «Например, если рентабельность составляет 10%, то, оптимизировав расходы всего на 2%, можно получить такой же эффект, как при увеличении оборотов на 15%». Анализ бизнес-процессов с дальнейшей точечной корректировкой дает порой взрывные результаты: «Какие-то задачи можно делать по-другому, какие-то – не делать вообще, что-то можно передать в другие подразделения, разработать четкий алгоритм для исполнителей». При кажущейся простоте решений их эффективность ощущается довольно быстро, резюмировал спикер.