“Деловой Петербург” цитирует руководителя практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артема Евсеева, который рассказал, чего опасаться бизнесу в связи с расширением перечня оснований для внеплановых проверок.
Правительство РФ расширило список оснований для проведения внеплановых проверок бизнеса. Мораторий на плановые проверки при этом продолжит действовать до 2030 года.
В последних числах декабря 2024 года премьер–министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства РФ № 1955. Документ вносит изменения сразу в несколько актов, касающихся регулирования проведения проверок бизнеса. Это дало повод некоторым экспертам предполагать, что речь идёт об отмене моратория на проверки, который длится уже пятый год.
Однако юристы утверждают, что опасаться этого не стоит: мораторий на плановые проверки сохраняется. А вот внеплановых (как и разного рода “профилактических визитов”) в наступившему году может стать значительно больше.
Мораторий на плановые проверки был введён ещё в апреле 2020 года и первоначально рассматривался как мера поддержки бизнеса в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции. Затем для его продления находились всё новые и новые поводы, которые сопровождались соответствующими нормативно–правовыми актами.
Самый свежий из действующих на текущий момент документов — постановление правительства РФ № 372 от 10 марта 2023 года, которое предусматривает возможность проведения плановых проверок до 2030 года только в отношении некоторых объектов, связанных с высоким риском. Параллельно с этим действовал и ограниченный мораторий на внеплановые проверки — проводить их можно было только по согласованию с прокуратурой, за исключением ряда ситуаций, предусмотренных законом.
Как обращает внимание управляющий партнёр юридической компании “
ЦПО групп” Анна Коняева, постановление правительства №1955 не содержит указания на прекращение моратория на плановые проверки. “Основная цель — конкретизировать существующие нормативные акты. Оно не вступает в противоречие с иными нормативными актами, а лишь уточняет и актуализирует их содержание”, — добавляет эксперт.
В конце декабря также были внесены изменения в федеральный закон о государственном и муниципальном контроле.
Речь идёт, в частности, о таких поводах: компания не уведомила профильный орган о начале деятельности, хотя была обязана это сделать; работники заявили о массовых случаях (например, в отношении более 10 человек) полной или частичной невыплаты зарплаты свыше одного месяца; граждане обратились за защитой жилищных прав.
Установили в законе и новые основания. Среди них — уклонение от обязательного профилактического визита и ведение деятельности без подачи в систему “Честный знак” сведений для регистрации в ней (если их нужно было туда направить).
“Поскольку правительство не продлило действие своего перечня, то с 1 января 2025 года инспекторы должны применять основания из закона. Именно с этим и связано принятие правительством РФ 28 декабря 2024 года постановления №1955, которое вносит необходимые изменения в некоторые ранее принятые нормативные акты”, — говорит Ольга Власова.
“Поскольку большую часть проверок всё так же нельзя включать в графики контрольных мероприятий, то и проводить их в 2025 году нельзя, — говорит руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артём Евсеев. — Исключения составляли проверки объектов чрезвычайно высокого и высокого риска, опасных производственных объектов II класса, гидротехнических сооружений II класса, а также объектов в сфере связи и образования”.
Что касается внеплановых проверок, то теперь любой надзорный орган при наличии оснований вправе инициировать их самостоятельно, без предварительного согласования с прокуратурой.
Внеплановые проверки могут быть инициированы, если у контролирующего органа есть сведения о причинении вреда или угрозе его причинения. Такие данные поступают, например, через жалобы граждан или в результате мониторинга деятельности бизнеса.
Примечательно, что современные технологии позволяют выявлять нарушения без непосредственного взаимодействия с компанией. Например, Роскомнадзор проводит постоянный мониторинг интернет–ресурсов и часто фиксирует нарушения законодательства о персональных данных. Если раньше такие нарушения требовали согласования с прокуратурой для начала проверки, то сейчас они могут стать достаточным основанием для её инициирования.
[..]
Читать полную версию статьи в источнике.