Руководитель практики разрешения споров Алихан Яганов разъяснил, как себя вести стороне, если по вине РЖД нарушены сроки доставки грузов.
Ситуация: вы отправили груз ж/д транспортом, перевозчиком выступает РЖД. Запланированные сроки доставки были нарушены, поэтому вы (грузоотправитель) хотите привлечь РЖД к ответственности за нарушение сроков доставки груза.
Что нужно знать:
- Перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения и в установленные сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. При отсутствии таких сроков – в разумный срок (ст. 792 ГК РФ, абз. 1 ст. 33 УЖТ РФ).
- Груз считается доставленным в срок, если до истечения согласованного срока перевозчик обеспечил выгрузку грузов (абз. 5 ст. 33 УЖТ РФ).
- Груз также считается доставленным в срок, если задержка подачи груза для выгрузки произошла вследствие зависящих от грузополучателя причин. Например, груз находится под таможенным оформлением, занят фронт выгрузки, не внесены плата за перевозку грузов, ремонтные работы на стороне грузополучателя и т.д. (абз. 6 ст. 33 УЖТ РФ, аналогично в п. 14, 16 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов ж/д транспортом, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2015 № 245).
- При исчислении срока доставки груза и порожних вагонов РЖД ориентируется в первую очередь на Приказ Минтранса России от 27.07.2020 № 256.
- Ответственность за нарушение сроков доставки груза предусмотрена ст. 75 и 97 УЖТ РФ.
Порядок действий, которые необходимо предпринять:
- Если груз прибыл с просрочкой, то данное обстоятельство следует зафиксировать в акте общей формы. Порядок составления акта и информация, которую необходимо в нем отобразить, указана в пунктах 67-69 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов ж/д транспортом, утвержденных Приказом Минтранса России от 27.07.2020 № 256.
- Далее в акте общей формы необходимо отразить причину, по которой перевозчиком были нарушены сроки доставки груза. В случае несогласия с причиной, озвученной перевозчиком, следует отразить в акте общей формы собственное мнение, на которое будет обращено внимание при судебном разбирательстве.
- При подготовке претензии в адрес перевозчика необходимо установить наличие независящих от перевозчика причин нарушения срока доставки груза, на которые будет ссылаться перевозчик в обоснование требования об отказе в удовлетворении ваших требований.
- В случае просрочки доставки груза вы вправе потребовать от перевозчика неустойку в размере 6% платы за перевозку за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 % платы за перевозку (абз. 1 ст. 97 УЖТ РФ).
Следует учитывать:
- Исходя из позиции Верховного Суда РФ (Определение от 19.03.2024 № 305-ЭС23-24377 по делу № А40-146184/2022), неустойка, предусмотренная абз. 1 ст. 97 УЖТ РФ, является исключительной – перевозчику не может быть предъявлено требования о возмещении убытков наряду с неустойкой (сверх неустойки). Таким образом, нельзя перевыставить РЖД убытки, взыскиваемые грузополучателем с грузоотправителя.
- Суд вправе снизить размер взыскиваемой неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ.
- Для предъявления требований о взыскании неустойки вам понадобятся ж/д накладная с проставленными отметками, квитанция о приеме груза, акт общей формы, уведомление о прибытии груза (телеграмма, детализация звонков, электронное письмо). Помимо этого, факт нарушения сроков доставки груза может быть подтвержден памятками приемосдатчика и ведомостями подачи и уборки вагонов.
- Для требований к ж/д перевозчику из перевозки груза установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора (ст. 120 УЖТ РФ), причем срок направления претензии специальный, составляет шесть месяцев (ст. 123 УЖТ РФ), как и сокращенный годичный срок исковой давности (абз. 2 ст. 125 УЖТ РФ).